РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР»
для учащихся 5-7-ых классов
Составитель: Панкратьева Нина Ивановна,
учитель русского языка и литературы
Екатеринбург,
2025
Пояснительная записка
Данный элективный курс предназначен для обучающихся 5-7-ых классов. Рассчитан на 36 часов.
Современное общество требует от человека основных базовых навыков в любой профессиональной
деятельности – эмоциональная грамотность, управление вниманием, способность работать в условиях
кросс-культурности, творчество и креативность, способность к (само)обучению и др. При правильно
выстроенной работе основную часть из востребованных в будущем навыков можно развить, занимаясь
театральной деятельностью.
Театральное искусство предоставляет все возможности для развития разносторонней личности
нового времени, умеющей нестандартно мыслить, быть уверенной в себе, отстаивать свою точку
зрения, отвечать за свои поступки, способную слушать и слышать мнение другого человека, видеть
мир в его разнообразии, различать оттенки эмоций и говорить о своих чувствах. Театр с его
широчайшим спектром художественно-выразительных и воспитательных возможностей – это ещё и
искусство общения.
У подростков в среднем школьном возрасте (возрастная группа 11-13 лет) происходит переход от
незрелости к начальному этапу зрелости. Он затрагивает весь организм ребенка: физиологическую,
интеллектуальную и нравственную стороны.
В этом возрасте формируется характер ученика, происходит перестройка психофизического
аппарата, ломка сложившихся форм взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Существенное
значение необходимо придавать эмоциональному аппарату подростка. Эмоции в этот период
становления отличаются серьезностью веры в них самого подростка и трудностью управления ими,
прежде всего из-за неспособности их контролировать, неумением сдерживать себя, что отражается на
окружающих из-за резкости поведения ученика. Влияние чувств на подростка происходит гораздо
сильнее, нежели восприятие им книг и учителей.
Существенным изменением подвергается память и внимание. С одной стороны, формируется
произвольное внимание, с другой – обилие различных впечатлений, связанных с эмоциональной,
чувствительной активностью, приводит к быстрой потере внимания.
В этом возрасте происходит скачок мыслительного процесса. Появляется определенная
систематичность в подходе к изучению предметов школьной программы: самостоятельный
мыслительный процесс, возможность делать выводы и обобщения, раскрытие содержания того или
иного понятия в конкретных образах.
У подростков появляется потребность в новых знаниях и впечатлениях. Задача педагога
заключается в поддержке этих стремлений школьника. В процессе воспитания и обучения в школьных
театрах необходимо всячески убеждать подростков в том, что именно образованный и умный человек
может быть успешным, лучшим в своем деле. Если у подростка произойдет слияние его интересов и
убеждений (педагогическая задача), тогда произойдет эмоциональный всплеск, направленный на
изучение предмета.
Создание творческой рабочей атмосферы, в которой педагог и школьник будут чувствовать себя
комфортно, возможно при ежедневном воспитании ответственного отношения обучающихся к
занятиям. В этом помогут конкретные требования: не опаздывать на занятия, объясняя это тем, что
опоздавший не только сам пропускает начальный этап разминки, являющийся важным моментом
концентрации группового и индивидуального внимания, но и отвлекает своим приходом остальных
школьников и педагога; с первых занятий убедить обучающихся в необходимости завести отдельную
тетрадь для записи упражнений и текстов. Эта тетрадь будет содержать все основные этапы обучения
и может пригодиться в дальнейшем; налаживание творческой дисциплины.
Занятия по театральной деятельности целесообразно строить по принципу междисциплинарной
связи. Отбор и распределение упражнений выстраивать по принципу «от простого к сложному».
Каждое конкретное занятие является звеном общей системы обучения. Предпочтительна игровая
форма занятий в соответствии с возрастными интересами.
Содержание курса внеурочной деятельности по обучению актёрскому мастерству и сценической
речи строится на основе методики воспитания и обучения Вахтанговской школы. Главная особенность
школы – последовательность освоения элементов техники актёра: «От простого к сложному! Без
спешки и больших скачков! Каждый следующий элемент вбирает в себя все предыдущие».
Порядок прохождения элементов актерской техники согласно методике Вахтанговской школы
следующий:
1. Внимание
2. Память
3. Воображение
4. Фантазия
5. Мышечная свобода
6. Перемена отношения (к предмету, месту действия, к партнеру)
7. Физическое самочувствие
8. Предлагаемые обстоятельства
9. Оценка факта
10. Сценическое общение
Во внеурочной работе подростками необходимо уделять особое внимание адаптации
упражнений под конкретную возрастную категорию школьников. Нужно максимально емко и
компактно объяснять задачи упражнения, тем самым стремиться к осознанности занятий; контролю
над правильным выполнением упражнений; внимательно следить за темпо-ритмом занятия и уделять
больше внимания дисциплине. Все это связано с пониманием целесообразности каждого отдельно
взятого упражнения и перспективы всего учебного процесса. Педагог может частично делегировать,
доверить кому-то из детей провести конкретное упражнение или фрагмент разминки.
Важно, чтобы школьники на занятиях ощущали успех, чувствовали, что у них получается, тогда
будет постоянная заинтересованность в дальнейшем освоении процесса обучения. Нельзя нацеливать
подростков на определенный результат любым способом. Выстроенная модель воспитания и обучения
должна приносить удовольствие, а не сиюминутный успех «по обучению театральной деятельности с
в загнанных» рамках.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности по обучению
театральной деятельности на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной
и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности.
В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском
языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней;
волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения народов России, проявление интереса к познанию русского языка, к
истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России, ценностное
отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных
произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность
оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки,
а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры
как средства коммуникации и самовыражения;
осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного
творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт,
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил
безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в информационно-коммуникационной сети
«Интернет» в процессе школьного языкового образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь
на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке, сформированность
навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города,
края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов,
журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор
и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий
для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические
проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в
том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой,
навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской
деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия
с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям
других, потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других,
необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита
собственных знаний и компетенций, планирование своего развития, умение оперировать основными
понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать
и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния
на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие
гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) регулятивные УУД:
приобретение навыков самоконтроля и самооценки;
понимание и принятие учебной задачи, сформулированной преподавателем;
планирование своих действий на отдельных этапах работы;
осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей деятельности;
анализ на начальном этапе причины успеха/неуспеха, освоение с помощью педагога
позитивных установок типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
2) познавательные УУД позволяют:
развить интерес к театральному искусству;
освоить правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);
сформировать представления о театральных профессиях;
освоить правила проведения рефлексии;
строить логическое рассуждение и делать вывод;
выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление,
восхищение);
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл простого текста.
Коммуникативные УУД позволяют:
организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с педагогом и
сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
выразительно читать и правильно интонировать;
различать произведения по жанру;
читать наизусть, правильно расставлять логические ударения;
освоить базовые навыки актёрского мастерства, пластики и сценической речи;
использовать упражнения для проведения артикуляционной гимнастики;
использовать упражнения для снятия мышечных зажимов;
ориентироваться в сценическом пространстве;
выполнять простые действия на сцене;
взаимодействовать на сценической площадке с партнёром;
произвольно удерживать внимание на заданном объекте;
создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
Всего Теория
Практика
РАЗДЕЛ 1. Вводная часть. Знакомство с миром театра.
1.1
Вводное занятие.
1
1.2
Азбука театра.
1
1
1
1.3
Театральное закулисье.
1
1.4
Посещение театра.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
4
4
12
2
36
4
12
2
36
РАЗДЕЛ 2. Сценическая речь
2.1
Сценическая речь. Культура и техника речи.
2.2
Дыхание. Артикуляция. Дикция.
2.3
Художественное чтение.
2.4
Основы актерской грамоты.
РАЗДЕЛ 3. Актерский практикум.
3.1
Предлагаемые обстоятельства. Театральные
игры.
3.2
Ритмопластика. Сценическое движение.
3.3
Работа над постановкой.
3.4
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Теоретическая часть. Знакомство. Ознакомление с режимом занятий, правилами поведения на
занятиях, формой одежды и программой. Знакомство с творческой дисциплиной. Инструктаж по
технике безопасности на занятиях, во время посещения спектаклей, поездок в транспорте. Знакомство
с правилами противопожарной безопасности.
Практическая часть. Игра на знакомство. «Разрешите представиться» – умение представить
себя публике. Заполнение анкеты участника театральной студии. Разработка Устава коллектива.
АЗБУКА ТЕАТРА
Теоретическая часть. История возникновения и создания театра. Театр как вид искусства.
Общее представление о видах и жанрах театрального искусства. Знакомство с мифологией.
Правила поведения в театре. Театральный этикет.
Практическая часть. Тест «Какой я зритель». Посвящение в «театральные зрители», выдача
удостоверений, где можно отмечать посещения наклейками или записывать названия спектаклей.
«Театральная» викторина.
ТЕАТРАЛЬНОЕ ЗАКУЛИСЬЕ
Теоретическая часть. Экскурсия реальная или виртуальная проводится в диалоге и интерактивно.
Знакомство со структурой театра и его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист,
художник, декоратор, гример, оператор, звукорежиссёр, бутафор.
Практическая часть. Творческие задания и театральные игры помогут раскрыть тему. Сценический
этюд «Представить профессию…».
ПОСЕЩЕНИЕ ТЕАТРА
Теоретическая часть. Просмотр спектакля, поход с детьми в профессиональный театр или просмотр
телеспектакля.
Практическая часть. Обсуждение с использованием вопросов
на сопереживание: «Были ли моменты, где было особенно страшно, горько, смешно, хоте- лось
плакать, стыдно?». Написание эссе «Мои впечатления», «Что бы вы добавили или поменяли в
сценарии спектакля».
СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ. КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ
Теоретическая часть. Дыхательная гимнастика. Развитие артикуляционного аппарата. Работа с
дикцией на скороговорках и чистоговорках.
Упражнения по сценической речи выполняются по алгоритму:
определение целей и условий выполнения;
педагогический показ;
просмотр упражнения;
комплексный контроль и корректировка.
В результате поэтапного индивидуального контроля (объяснил – показал посмотрел – сделал
замечание – показал; посмотрел – показал ошибку – показал правильный вариант – посмотрел) можно
добиться максимальной эффективности в освоении того или иного упражнения.
Практическая часть. На занятиях преобладают игровые технологии. Игры применяются
в соответствии с возрастными интересами.
ДЫХАНИЕ
Обращать внимание на:
соединение дыхания и движения (например, гусиный шаг, пол горит, ритмические шаги, координация
движений и т.п.);
одну техническую задачу многократно повторять с разными вариантами образов (например,
фиксированный выдох на Ф – задуваю свечу, отгоняю комаров, рисую портрет и т.п.);
активизацию коммуникативных навыков через речевые упражнения (например, парные упражнения –
согреть дыханием партнера, перебросить воображаемые мячики и т.п.).
АРТИКУЛЯЦИЯ
Обращать внимание на:
обособленность движений (занимаемся развитием мышц языка, а губы и нижняя челюсть находятся в
покое);
медленный темп, который увеличивает нагрузку на мышцы и делает упражнение более эффективным;
координация движений и покоя всех частей речевого аппарата;
координация работы мышц речевого аппарата с жестами и мимикой (например, движение языка
противоположно движению и темпу движения рук, плюс к этому движение зрачков и т.п.).
ДИКЦИЯ
Обращать внимание на:
активизацию коммуникативных навыков через речевые упражнения (например, давать творческие
парные задания – диалог из простых и сложных звукосочетаний);
ритмические вариации в ускоренном темпе (скороговорки в диалогах с различным словесным
действием – убедить, заинтересовать, посмеяться над кем-то и т.п.).
Финальным материалом могут быть индивидуальные стихи и парные этюды с использованием
упражнений по дикции и дыханию.
Варианты упражнений смотрите в методическом пособии-практикуме «Культура и техника речи»,
изданном Центром науки и методологии Театрального института им. Бориса Щукина.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ
Теоретическая часть. Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Знакомство с
законами художественного чтения. Темп речи. Интонация. Понятие текста и подтекста, произносимой
фразы.
Практическая часть. Работа с дикцией на скороговорках и чистоговорках. Чтение вслух литературного
произведения и его разбор. Выразительное чтение, громкость и отчетливость речи. Развитие навыка
логического анализа текста на материале народных и литературных сказок.
Восстановление хода сказки по одному из эпизодов (игры в «Угадайку», узнавание сказки по рисунку,
по фразе).
Сочинение сказок по схеме: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
ОСНОВЫ АКТЕРСКОЙ ГРАМОТЫ
Теоретическая часть. В игровой форме идет работа на развитие внимания, воображения и фантазии.
Важно также развивать физическое самочувствие, коллективную согласованность действий.
Сценическое действие. Сценическая задача и чувство. Разыгрываются этюды на взаимодействие с
партнером.
Больше внимания уделять творческой дисциплине. Лаконично объяснять задачи упражнения. Цель
занятия – закрепление результата и постановка новой цели, на следующем занятии – повторение и
закрепление. Обсуждение результатов упражнения проводятся кратко, легко, с юмором. Нужно
стремиться к осознанности занятий, быть заинтересованным в положительном результате.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие сценического внимания. Развитие фантазии
с помощью переноса в нереальные миры. Этюды на тему, фантазии на тему картин.
Упражнения на коллективные действия: «Повтори позу», «Опаздывающее зеркало», «Фигуры» и т.д.
Развитие фантазии через овладение динамикой развития сюжета. Создание и развитие сказочной
ситуации на основе реального действия («…я пошел в магазин и вдруг…»).
Индивидуальные и коллективные этюды на выполнение одного и того же действия, но с различными
задачами; одной и той же задачи, но в разных предлагаемых обстоятельствах. Например, открыть
дверь, чтобы проветрилась комната, чтобы услышать разговор в коридоре, чтобы напугать кого-либо;
собирать листья – в солнечную погоду, под дождем, под снегом и т.д.
Упражнение, направленное на внимание – «Пишущая машинка».
Поставить группу в полукруг либо в круг. Раздать каждому участнику букву алфавита (у одного
ребенка может быть несколько букв). Проверить, знают ли все ученики, у кого какие буквы.
Преподаватель произносит слово, придуманное им заранее. Например, слово – Носорог.
Преподаватель хлопает в ладоши, ему в ответ хлопает ученик, у которого была буква «Н». Затем вновь
преподаватель хлопает в ладоши – ученик, у которого буква «О» хлопает ему в ответ и так далее. В
конце слова хлопает вся группа. В дальнейшем упражнение усложняется, печатаются целые фразы в
определенном ритмическом рисунке и без хлопков преподавателя.
Рассмотрим, как это упражнение можно объяснить средней возрастной группе
(11 – 13 лет).
Ребята, представим, что вокруг нас летает комар, который не дает нам уснуть. Нам необходимо его
поймать. А ловить мы будем его только одним способом, и я посмотрю, кто же из вас сможет точно
выполнить это упражнение. Сложность заключается в том, что нам необходимо стоять на месте и с
помощью лишь одного хлопка в ладоши попытаться поймать назойливого комара. Кто лучше всех
справится с этим упражнением, получит от меня подарок! Сейчас каждому из вас я раздам букву,
необходимо ее запомнить, а у кого-то будет целых две буквы. В определенном ритмическом рисунке
вам необходимо не только напечатать слово «Воробей», но и попытаться поймать комара, который
будет постоянно вам мешать.
В создании определенной формы подачи того или иного упражнения педагогу необходимо, с одной
стороны, погружать ребенка в знакомую для него ситуацию («ловля комара» – как предлагается в
примере), развивающую его внимание и воображение. С другой стороны, педагогу нужно
задействовать принцип соперничества и соревновательности (кто сможет быстрее всех и точнее всех
справиться с этим упражнением), но ни в коем случае не выделять победителя и проигравшего!
Варианты упражнений смотрите в методическом пособии-практикуме «Основы актёрского
мастерства», изданном Центром науки и методологии Театрального института им. Бориса Щукина.
ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА. ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ
Теоретическая часть. Понятие о предлагаемых обстоятельствах. Понятие «Я» в предлагаемых
обстоятельствах.
Понятие «театральная игра». Общеразвивающие игры и специальные театральные игры. Значение
игры в театральном искусстве. Воображение и вера в вымысел. Язык жестов, движений и чувств.
Практическая часть. Выполнение упражнений на предлагаемые обстоятельства. Участие в
играх-инсценировках, играх-превращениях, сюжетных играх.
Упражнения: заблудился в лесу, хочу выбраться; попал в незнакомый дом/город, хочу понять, кто
здесь живёт и т.д. Упражнения на смену предлагаемых обстоятельств (жарко, вдруг пошёл дождь,
подул ветер, стало холодно, налетела вьюга и т.д.).
Выполнение этюдов: «Встреча», «Знакомство», «Ссора», «Радость», «Удивление». Этюды по
картинам художников.
Обыгрывание бытовых ситуаций из детских литературных произведений. Сочинение и представление
этюдов по сказкам.
РИТМОПЛАСТИКА
Теоретическая часть. Мышечная свобода. Гимнастика на снятие зажимов рук, ног и шейного отдела.
Тренировка суставно-мышечного аппарата. Универсальная разминка. Жесты. Пластика. Тело
человека: его физические качества, двигательные возможности, проблемы и ограничения. Правильно
поставленный корпус – основа всякого движения.
Понятия:
точки зала (сцены);
круг, колонна, линия (шеренга);
темпы: быстро, медленно, умеренно.
Музыка и пластический образ (влияние музыки на возникновение пластических образов, попытки
создания образа, внутреннее созерцание образа в движении под музыку).
Привить уважение к своему телу, научиться им владеть и держать в тонусе. Техника безопасности.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие двигательных способностей
(ловкости, гибкости, подвижности, выносливости), на освобождение мышц, равновесие, координацию
в пространстве. Приседания, игра с мячом, бег, бег с произношением цифр, ритмические игры. Удар
теннисного мяча в пол или бросок в руки другого ребенка; бег по залу в сочетании с активными
выдохами на «пф»; счет с приседаниями (присел – встал – сказал РАЗ, присел – встал – сказал ДВА и
т.д.).
Произношение текста в движении. Правильная техника дыхания. Пластическая импровизация на
музыку разного характера.
Участие в играх и выполнение упражнений на развитие пластической выразительности
(ритмичности, музыкальности, координации движений).
Упражнения на координацию движений и ощущения тела в пространстве при произнесении диалога.
Речевое взаимодействие. Такт, музыкальная фраза, акценты, сильная и слабая доля. Правильная
техника дыхания.
Музыкальный образ средствами пластики и пантомимы. Музыка и пластический образ (влияние
музыки на возникновение пластических образов, попытки создания образа, внутреннее созерцание
образа в движении под музыку).
Координационные упражнения для рук, выполняемые в одной, двух, трех плоскостях и со сменой
плоскостей:
последовательные движения;
одновременно разнонаправленные, то есть выполняемые одновременно двумя руками в разных
направлениях с одновременной работой неодноименных мышц — движения
с асимметричной координацией из асимметричных исходных положений.
Перестроение в указанные фигуры, в том числе и геометрические.
Варианты упражнений и рекомендации по коррекции смотрите в методическом пособии- практикуме
«Ритмика и сценические движения», изданном Центром науки и методологии Театрального института
им. Бориса Щукина.
РАБОТА
НАД
ПОСТАНОВКОЙ
(ИНСЦЕНИРОВКОЙ,
МИНИАТЮРАМИ,
МИНИСПЕКТАКЛЯМИ)
Теоретическая часть. Выбор произведения. Чтение литературного произведение. Определение
главной темы рассказа и идеи автора. Осмысление сюжета, выделение основных событий. Разбор.
Определение жанра будущей театральной постановки. Читка по ролям.
Практическая часть. Распределение ролей. Разучивание текстов. Выразительное чтение по ролям,
расстановка ударений в тексте. Упражнения на коллективную согласованность действий, отработка
логического соединения текста и движения.
Этюдные репетиции на площадке. Разбор мизансцен. Отработка монологов. Пластический рисунок
роли. Темпо-ритм.
Репетиции отдельных картин в разных составах. Создание элементов декораций, подбор реквизита и
элементов костюма. Подбор музыки для музыкального оформления постановки. Сводная репетиция.
Генеральная репетиция.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ)
Практическая часть. Творческий отчёт. Показ спектакля, инсценировок или проведение мероприятия.
Обсуждение. Рефлексия.
Подведение итогов. Анализ работы.