РП ВД Окунемся в природу с фенологией 7-9класс 2025-2026

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 4517681)
Окунемся в мир природы с фенологией
для обучающихся 7-9 классов

Екатеринбург 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
[[Окунемся в мир природы с фенологией]]
Фенологические
наблюдения
являются
зачатком
подлинной
исследовательской работы и, как всякое исследование, могут открыть и
показать учащимся в окружающей природе то, что они раньше не замечали,
помогут глубже познать закономерности природы.
В программе курса внеурочной деятельности "Окунемся в мир природы с
фенологией" на первом плане поставлены наблюдения над связью между
явлениями погоды и органическим миром, влиянием погоды на живые
организмы; поведением человека, животных, растений под воздействием
перемен погоды.
Особое внимание в содержании программы уделено народным приметам о
погоде, которые рассматриваются вместе с научными признаками погоды. С
этой целью в программе предусмотрены знакомство и работы с
простейшими метеорологическими приборами, учащиеся знакомятся с
приемами наблюдений и предсказания погоды по местным признакам, что
развивает у них наблюдательность и учит устанавливать причинноследственные связи между атмосферными явлениями и процессами.
Изучение фенологических наблюдений связано с практической
деятельностью учащихся - анализировать погоду своей местности,
предсказывать погоду, наблюдать фенологические явления. В данной
программе предлагается выполнение практических работ одновременно с
изучением нового материала.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [[Окунемся в
мир природы с фенологией]]
Обеспечить формирование у обучающихся знаний о сезонном развитии
природных компонентов геокомплексов, воспитать бережное отношение к
природе через организацию фенологической деятельности, приобщить
школьников к проведению самостоятельных исследовательских проектов и
расширить знания по теме «Фенология», обеспечив осознанный выбор
профиля учащимися в старшей школе.
Задачи курса:
Воспитательные: создать условия для экологического воспитания;
заинтересовать обучающихся в исследовательской работе; обеспечить

условия для развития абстрактно-логического мышления; умение
дискутировать и уважительно относится к чужому мнению.
Обучающие: закрепить и расширить знания полученные на уроках
географии; дать базовые знания о науке фенология, с применением этих
знаний на практике; умение использовать фенологические методы для
характеристики природных комплексов.
Развивающие: способствовать развитию познавательных и творческих
способностей у обучающихся с помощью систематических фенологических
наблюдений; умение выявлять причинно-следственные связи и
закономерности в сезонном развитии природных процессов.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [[Окунемся в мир
природы с фенологией]] В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Курс внеурочной деятельности создан для обучающихся 7-9 классов и
рассчитан на 34 учебных часа (1 час в неделю).
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [[Окунемся в мир природы с фенологией]]
Формы проведения:
По количеству учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
По месту проведения: школьная (в классе); внешкольная (домашняя
самостоятельная работа, экскурсии).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [[Окунемся
в мир природы с фенологией]]
7-9 КЛАСС
Раздел 1. Знакомство с фенологией.
1. Фенология – наука, изучающая закономерности сезонного развития
природы.
Организационные вопросы: ознакомление с понятием фенология, ее цели и
задачи. Теоретическая и прикладная фенология. Значение фенологии для
жизнедеятельности человека.
2. История фенологии.
История зарождения фенологии. Основоположники научной фенологии.
Роль русских ученых в развитии фенологии. Современное состояние
фенологической науки.
3. Фенологические сезоны года.
Понятие о фенологических сезонах года, об их границах и причинах
выделения. Живая и неживая природа в мире сезонных ритмов.
Феноиндикаторы.
4. Методы фенологических наблюдений.
Изучение методов фенологических наблюдений. Критерии выбора участка,
маршрута и объектов наблюдения. Правила регистрации фенологических
наблюдений. Формы записи и обработка фенологических наблюдений.
Календарь природы и правила его ведения. Понятие о фенологических
картах и их практическом значение.
Практические занятия:
1) Оформление календаря природы и дневника наблюдений;
2) Составление картосхемы участка наблюдений.

Экскурсия в природу:
Выбор участка для проведения исследований и отбор объектов наблюдения.
Проведение первых фенологических наблюдений за природными объектами
на выбранном участке, в частности за окрашиванием листвы березы.
Раздел 2. Осенние наблюдения за природой.
1. Фенологическая осень.
Характеристика фенологической осени и ее ступеней. Ранняя осень: первая
и вторая ступень. Золотая осень. Поздняя осень. Предзимье.
Практическое занятие:
1) Составление таблицы «Ступени фенологической осени и их типичные
признаки», с последующей фиксацией зарегистрированных явлений,
характерных для каждой ступени осени.
2. Осенние явления в живой природе.
Феноиндикаторы в живой природе, характерные при наступлении осени.
Знакомство с березой, как с объектом фенологических наблюдений.
Жизнедеятельность животных осенью. Эндемики животных и растений
Среднего Урала. Ведение календаря природы.
Практическое занятие:
1) Наблюдение за окрашиванием листы березы описательным интегральным
методом. Обработка и анализ полученных данных.
Экскурсия в природу:
Наблюдения за сезонным развитием растений и животных.
3. Осенние явления в неживой природе.
Феноиндикаторы в неживой природе, характеризующие наступление осени.
Методы наблюдения за погодой. Продолжительность дня осенью.

Гидрометеорологические явления в осенний период. Температура воздуха,
осадки и их влияние на жизнь растений и животных.
Практическое занятие:
1) Заполнение дневника наблюдений и календаря природы за осенний
период, с последующим анализом полученных данных.
Раздел 3. Зимние наблюдения за природой.
1. Фенологическая зима.
Характеристика фенологической зимы и ее ступеней (первозимье, разгон
зимы, середина зимы, спад зимы и предвесенье).
Практическое занятие:
1) Составление таблицы «Ступени фенологической зимы и их типичные
признаки», с дальнейшей регистрацией основных явлений для каждой
ступени зимы.
2. Зимние явления в неживой природе.
Феноиндикаторы в неживой природе, характерные при наступлении зимы.
Погодные условия и продолжительность дня в зимний период. Снежный
покров – индикатор экологических условий среды. Методика проведения
снегомерной съемки местности.
Практические занятия:
1) Измерение снежного покрова и установление зависимости его нарастания
с высотой.
2) Изучение структуры снега по снежному разрезу, обработка и анализ
полученных данных. Определение экологических условий среды по степени
загрязнения снежного покрова. Заполнение календаря природы.
Экскурсия в природу:

Проведение снегомерной съемки местности, отбора образцов снега, чтобы
выявить степень его загрязнения. Наблюдения за погодой.
3. Зимние явления в живой природе.
Феноиндикаторы в живой природе, характерные при наступлении зимы.
Зимний покой у растений. Приспособление растений к низким
температурам и неблагоприятным условия зимой. Жизнь животных в
зимний период.
Раздел 4. Весенние наблюдения за природой.
1. Фенологическая весна.
Характеристика фенологической весны и ее ступеней (снежная весна, голая
весна: первая и вторая ступень, зеленая весна и цветущая весна).
Практическое занятие:
1) Составление таблицы «Ступени фенологической весны и их типичные
признаки», заполнение дневника природы с отметками дат наступлений
типичных явлений по всем ступеням весны.
2. Весенние явления в неживой природе.
Феноиндикаторы в неживой природе, характеризующие наступление весны.
Продолжительность дня и гидрометеорологические явления в весенний
период. Температура воздуха, осадки и их влияние на жизнедеятельность
растений и животных. Ведение календаря природы.
Практическое занятие:
1) Составление таблицы «Наблюдение за сходом снега». Ведение календаря
погоды.
Экскурсия в природу:
Наблюдение за погодными условиями и сходом снега, с последующим
оформлением данных в презентацию.

3. Весенние явления в живой природе.
Феноиндикаторы наступления весны в живой природе. Пробуждение
растений и животных. Сокодвижение и распускание почек у деревьев.
Цветение растений.
Практические занятия:
1) Наблюдения за зеленением березы описательным интегральным методом
и анализ полученных данных.
2) Определение степени активности жизнедеятельности животных в
весенний период. Заполнение дневника наблюдений и календаря погоды.
Экскурсия в природу:
Наблюдение за сезонным развитием растений и животных. Оценивание
зеленения листвы березы с последующим их анализом.
Итоговая работа:
Итоговое тестирование по пройденному курсу. Получение домашнего
задания на лето: составить таблицу «Ступени фенологического лета и их
типичные признаки» с фиксацией дат наступления фенологических явлений
с самостоятельным анализом данных и подготовкой их к отчетной
конференции. Консультация по подготовке к конференции, которая
состоится во второй четверти, где должны быть отражены все успехи и
неудачи во время занятий по программе внеурочной деятельности.
Подготовка проектных работ, фенологических дневников и календарей
природы.
Отчетная осенняя конференция:
Подведение итогов эффективности программы внеурочной деятельности
«Окунемся в мир природы с фенологией». Выступление школьников со
своими проектами, показ стендов и результатов фенологической
деятельности за год.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся смогут:1. Развивать любознательность и формировать интерес к
изучению природы методами естественных наук.2. Развивать
интеллектуальные и творческие способности. Учащиеся получат
возможность:1. Воспитать ответственное отношение к природе2. Осознать
необходимость защиты окружающей среды.3. Развивать мотивацию к
изучению различных естественных наук.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся научатся:1. Овладевать способами самоорганизации учебной
деятельности: а) ставить цели и планировать личную учебную деятельность;
б) оценивать собственный вклад в деятельность группы; в) проводить
самооценку уровня личных учебных достижений2. Осваивать приемы
исследовательской деятельности: а) формулировать цели учебного
исследования (опыта, наблюдений);б) составлять план, фиксировать
результаты, использовать простые измерительные приборы; в)
формулировать выводы по результатам исследования
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7-9 КЛАСС
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные
умения:
• наблюдать и описывать явления природы;
• выдвигать гипотезы и отстаивать их;
• представлять результаты в виде графиков, таблиц, диаграмм;
• интерпретировать результаты эксперимента;
• делать выводы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7-9 КЛАСС
№
п/п

1

2

Наименование разделов и тем
программы

Знакомство с фенологией

Осенние наблюдения за природой

Основное
содержание

Основные
виды
деятельности

8

Ознакомление с
понятием
фенология, ее цели
и задачи. Значение
фенологии для
жизнедеятельности
человека. История
зарождения
фенологии.
Понятие о
фенологических
сезонах года, об их
границах и
причинах
выделения.
Феноиндикаторы.
Изучение методов
фенологических
наблюдений.

Изучение
нового
материала

8

Характеристика
фенологической
осени и ее

Изучение
нового
материала,

Количество
часов

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ступеней. Осенние
феноиндикаторы в
живой и неживой
природе.
Наблюдения за
природой, ведение
календаря погоды.

3

4

Зимние наблюдения в природой

Весенние наблюдения за природой

экскурсия в
природу,
практическая
работа

7

Характеристика
фенологической
зимы и ее
ступеней. Зимние
феноиндикаторы в
живой и неживой
природе.
Наблюдения за
снежным
покровом и
ведение календаря
погоды.

Изучение
нового
материала,
экскурсия в
природу,
практическая
работа

9

Характеристика
фенологической
весны и ее
ступеней.
Весенние
феноиндикаторы в
живой и неживой
природе.
Наблюдения за
природой и

Изучение
нового
материала,
экскурсия в
природу,
практическая
работа

ведения календаря
погоды.

5

Итоговая работа

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

2

34

Подведение итогов
эффективности
программы
внеурочной
деятельности
«Окунемся в мир
природы с
фенологией».
Выступление
школьников со
своими проектами,
показ стендов и
результатов
фенологической
деятельности за
год.

Урокконференция

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7-9 КЛАСС
№
п/
п

Количество часов
Тема урока

Всег
о

Контрольны
е работы

Практически
е работы

1

Фенология –
наука,
изучающая
закономерност
и сезонного
развития
природы.

1

2

История
фенологии.

1

3

Фенологически
е сезоны года.

1

4

Методы
фенологически
х наблюдений.

5

3

5

Фенологическа
я осень.

2

1

6

Осенние
явления в
живой
природе.

4

2

7

Осенние
явления в
неживой
природе.

2

1

8

Фенологическа
я зима.

2

1

9

Зимние
явления в
неживой
природе.

4

3

10

Зимние
явления в
живой
природе.

1

Электронные
цифровые
образовательны
е ресурсы

11

Фенологическа
я весна.

2

1

12

Весенние
явления в
неживой
природе.

3

2

13

Весенние
явления в
живой
природе.

4

3

14

Итоговая
работа

2

1

34

1

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».