Рабочая программа курса
«Компьютерная графика»
для 8 - 9 классов
Екатеринбург, 2025г
Пояснительная записка
Цель:
Формирование
и развитие у учащихся практических умений в области
компьютерной графики.
формирование
у учащихся навыков информационно-учебной деятельности
на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
усиление культурологической
составляющей школьного образования;
пропедевтика понятий базового
развитие
курса школьной информатики;
познавательных, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
дать
учащимся глубокое понимание принципов построения и хранения
изображений с помощью компьютера.
научить
дать
создавать сайты с помощью языка HTML.
учащимся глубокое понимание принципов построения и хранения
изображений с помощью компьютера.
Задачи:
развитие
творческих способностей учащихся и интереса к изучению
компьютерной графики;
получение
возможностипознакомиться с простыми приемами рисования в
программах Word, Paint.
показать
учащимся роль информации и информационных процессов в их
жизни и в окружающем мире;
организовать
формирование
компьютерный
умений
практикум,
использования
средств
ориентированный
на:
информационных
и
коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи
различных
видов
информации
(работа
с
текстом
и
графикой
в
среде
соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых
инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной
работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим
предметам и в жизни;
организовать
исследовательской
работу
по
деятельности,
овладению
получения
опыта
первичными
принятия
навыками
решений
и
управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
2
создать
условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и
сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и
однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения
выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью
средств ИКТ. Основные предметные образовательные результаты, достигаемые в
процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и
познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и
творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации
творческого потенциала
готовность
к повышению своего образовательного уровня и продолжению
обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
интерес
к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания
в процессе обучения другим предметам и в жизни;
основы
информационного мировоззрения - научного взгляда на область
информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из
важнейших областей современной действительности;
способность
увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом
и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и
ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность
к
самостоятельным
поступкам
и
действиям,
принятию
ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и
коллективной информационной деятельности;
способность
к избирательному отношению к получаемой информации за
счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к
информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие
чувства личной ответственности за качество окружающей
информационной среды;
способность
и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за
счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий
безопасной эксплуатации средств ИКТ.
изучить
форматы графических файлов и целесообразность их использования
при работе с различными графическими программами.
рассмотреть
применение основ компьютерной графики в различных
графических программах.
научить
учащихся создавать и редактировать собственные изображения,
используя инструменты графических программ.
3
научить
учащихся выполнять обмен графическими данными между
различными программами.
Этот курс адресован прежде всего тем школьникам, которые любят рисовать, хотели
бы научиться делать это с помощью компьютера, но не имеют пока необходимых
навыков. Здесь рассматриваетсятот аспект компьютерной графики, который связан
именно с рисованием. Поэтому курс также может быть полезен тем, кто уже знаком с
графическими редакторами, но более с технической, чем с художественной стороны.
Очень часто требуется составить какую-нибудь схему, план или нарисовать
картинку. Тут-то и приходит на помощь Microsoft Word. Эта программа обладает гораздо
более широкими графическими возможностями, чем кажется на первый взгляд. При этом,
разумеется, никто не станет убеждать в том, что Word — лучшая из существующих
программ для рисования. Просто она всегда под рукой, и на ее примере можно легко
уяснить общие принципы компьютерной графики, такие как автофигуры, заливка,
выравнивание, группировка объектов. В курсе также изучаются приемы рисования в
графическом редакторе Paint
Для того чтобы приступить к работе, будет достаточно наличия на компьютере
программы Microsoft Word 2010. Важно то, что в Microsoft Word имеется панель
«Рисование», позволяющая создавать векторные рисунки достаточно высокой степени
сложности. Эта панель выбрана для начального курсане только из-за названия — она
обладает целым рядом преимуществ. Во-первых, это доступность программы. Сегодня
текстовый редактор Microsoft Word, заменивший пишущую машинку, установлен
практически на любом компьютере. И то, что он является не графическим, а текстовым
редактором, вовсе не минус, а еще одно преимущество. Для творческого человека это
возможность с первых шагов знакомства с компьютерной графикой создавать и
распечатывать на принтере собственные тексты с иллюстрациями. Очевидно, прежде чем
осваивать сложные системы, необходимо изучить простую, но, что существенно,
целостную систему, а не разрозненные кнопки и связанные с ними эффекты. Научившись
с помощью этого курса рисовать в Microsoft Word,можно в короткий срок освоить
основные типы действий компьютерной графики и перейти к более сложным программам.
Занятия построены следующим образом:
ученик получает раздаточный материал с
1)описанием упражнений;
2)иллюстрациями к упражнениям;
3)описанием действий, необходимых для выполнения упражнений.
Следует, во-первых, внимательно прочитать задание, содержащееся в упражнении, и
рассмотреть рисунок, который требуется воспроизвести. Более трудные упражнения
4
показываются учителем на большом экране. Разобравшись, в чем состоит цель работы, и
каковы ее основные этапы, можно переходить к действиям.
Действия, в свою очередь, требуют выполнения конкретных команд или установки
необходимых параметров. При этом многие действия могут выполняться несколькими
разными способами, с помощью различных меню, вкладок и команд.
Каждое упражнение связано со своим списком действий. Вместе с тем выполнение
заданий предполагает, что усвоены действия не только данного упражнения, но и всех
предшествующих. Описания действий не повторяются. Поэтому для школьников
особенно важно соблюдать приведенную последовательность упражнений. Если же
ученик забыл или пропустил описание действия, необходимого для выполнения
упражнения, придется вернуться назад и отыскать его.
Раздаточный материал позволяет использовать его не только как практикум, но и в
качестве краткого справочника.
Ожидаемые результаты обучения при изучении курса «Компьютерная графика» в 8
классе
• назначение и возможности среды Microsoft Word, Paint
• основные элементы интерфейса программ (палитра и панели инструментов, сцена и
рабочая область);
• особенности векторных и растровых форматов;
• понятия: гладкая и угловая точка, направляющая прямая, манипулятор кривизны,
текущий цвет, группа, габаритная рамка;
• назначение индикаторов заливки и обводки;
• градиентную заливку;
• панели для работы с текстом;
• атрибуты символов и абзацев;
Ожидаемые результаты обучения при изучении курса «Компьютерная графика» в 9
классе
уметь находить, сохранять и систематизировать необходимую информацию из
Сети с помощью имеющихся технологий и программного обеспечения;
уметь спроектировать, изготовить и разместить в сети веб-сайт объёмом 5—10
страниц на заданную тему;
владеть способами работы с изученными программами;
владеть приёмами организации и самоорганизации работы по изготовлению сайта;
иметь опыт коллективной разработки и публичной защиты созданного сайта;
Знания, полученные при изучении курса «Компьютерная графика» в 9 классе,
учащиеся могут в дальнейшем использовать при создании рекламной продукции, для
5
визуализации научных и прикладных исследований в различных областях знаний –
физике, химии, биологии и др.
Созданное изображение может быть использовано в докладе, статье, мультимедиа
презентации, размещено на web-странице или импортировано в документ издательской
системы.
Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса «Компьютерная
графика», являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в
области трехмерного моделирования, анимации, видеомонтажа, создания систем
виртуальной реальности.
Учащиеся должны уметь:
В среде Microsoft Word:
Выделять группы фигур
Копировать
Точно перемещать
Выполнять группировку, отражение, поворот, создавать отрезок прямой, добавление
узлов, изменение формы контура, заливку открытого контура, гладкий узел, замкнутый
контур, угловой узел ;
формировать
создавать
заливки из нескольких цветовых переходов;
использовать
работать
собственные цветовые оттенки в различных цветовых моделях;
узорчатые и текстурные заливки;
с контурами объектов;
создавать
рисунки из кривых;
создавать
иллюстрации с использованием методов упорядочивания и объединения
объектов, а также операций вычитания и пересечения;
получать
объемные изображения;
применять
различные графические эффекты (объем, перетекание, фигурная
подрезка и др.);
создавать
надписи, заголовки, размещать текст по траектории.
Содержание курса
8 класс
Раздел 1. Введение
Инструкция по ТБ. Графический интерфейс операционных систем и приложений.
Растровая и векторная графика. Растровые и векторные графические редакторы.
Раздел 2. Векторный редактор Microsoft Word
Работа с файлами и папками
6
Создание новой папки. Открывание папки. Открытие окна программы Microsoft
Word. Создание нового документа. Сохранение нового документа. Открытие документа.
Закрытие документа. Панель Рисование .
Действия с автофигурами
Создание автофигур. Выделение автофигур. Удаление автофигур. Отмена действий.
Перемещение. Изменение размеров. Изменение пропорций. Сохранение пропорций при
изменении размеров. Перемещение планов.
Выделение группы фигур. Копирование. Точное перемещение. Группировка.
Отражение. Поворот. Перемещение рисунка в другой документ.
Цвет. Цвет заливки (стандартный и дополнительный наборы оттенков). Фон
рисунка. Сохранение измененного рисунка. Воздушная перспектива. Цвет заливки
(спектр). Линии. Цвет линий. Тип линий. Инструмент Линия. Кривая. Полилиния.
Рисованная кривая. Узорные линии. Открытый контур. Градиент. Одноцветный градиент.
Двухцветный градиент. Готовые многоцветные градиенты. Создание и изменение
контуров. Создание отрезка прямой, добавление узлов. Изменение формы контура.
Заливка
открытого
контура.
Гладкий
узел.
Угловой
узел.
Замкнутый
контур.
Двухцветный узор. Текстура. Заливка двухцветным узором. Текстурная заливка. Объем
и тень. Создание надписей. Вставка текста в автофигуру. Создание текста с помощью
коллекции WordArt.
Раздел 3. Растровый графический редактор Paint
Область рисования. Инструменты рисования и графические примитивы. Создание
рисунка. Редактирование рисунка. Выделение, копирование, перемещение, удаление.
Цвет. Цвет заливки (стандартный и дополнительный наборы оттенков). Фон рисунка.
Сохранение измененного рисунка. Воздушная перспектива. Цвет заливки (спектр).
Линии. Цвет линий. Тип линий. Инструмент Линия. Кривая. Полилиния. Рисованная
кривая. Узорные линии. Открытый контур.
Раздел 4. Компьютерные презентации.
Мультимедийные интерактивные презентации. Дизайн, макеты слайдов. Анимация и
звук. Эффекты появления.
9 класс
Раздел 1. Интернет-технологии (6 ч.)
История создания и развития информационных ресурсов и технологий Интернет.
Первое путешествие по Интернет. Компьютерные телекоммуникации – функциональная
классификация. Виды компьютерных сетей и ресурсов Интернет. Классификация и
7
описание услуг, предоставляемых компьютерными сетями. Краткий обзор возможностей
e-mail, ftp,usenet,www.
Создание Web-страниц.
Создание маркированных и нумерованных списков на Web-страницах. Выбор фона
создаваемого документа. Изменение цвета и форматирование текста Web-страниц.
Предварительный просмотр Web-страницы в процессе редактирования. Таблицы на Webстраницах. Работа с рисунками на Web-страницах. Создание ссылок в документе.
Создание форм на Web-страницах. Сохранение существующего документа Word в
формате HTML.
Раздел 2. Язык гипертекстовой разметки HTML. (16 ч.)
Структура html-документа.
Теги и атрибуты. Html-теги. Принципы работы браузера при отображении страницы.
Атрибуты
тегов.
Форматирование
текста.
Списки.
Простые
таблицы.
Формы.
Изображения и управления рисунками. Вставка изображения.
Гиперссылки. Оформление гиперссылок. Сложные таблицы.
Раздел 3. Использование программных средств для создание web – сайтов. (6 ч.)
Обзор программных средств для создание web – сайтов. Сохранение и
предварительный просмотр web – страниц. Текстовый редактор блокнот.
Раздел 4. Защита индивидуальных проектов. (4 ч.)
Работа над индивидуальным проектом.
Тематическое планирование
8 класс
№
Разделы
Кол-во часов
п/п
1
Введение
6
2
Векторный редактор Microsoft Word
14
3
Растровый графический редактор Paint
7
4
Компьютерные презентации
7
9 класс
1
Интернет-технологии
6
2
Язык гипертекстовой разметки HTML
16
3
Использование программных средств для создание
6
web – сайтов
4
Защита индивидуальных проектов
4
8
Календарно-тематическое планирование
№
Содержание
Кол-
Дата
урок
во
проведения
а
часов
8 класс
Введение
1
Инструкция по технике безопасности
1
2
Графический интерфейс операционных систем и
1
приложений
3
Графический интерфейс операционных систем и
1
приложений
4
Практическое
занятие
по
теме:
Знакомство
с
1
графическим интерфейсомWindows
5
Растровая и векторная графика
1
6
Растровые и векторные графические редакторы
1
Векторный редактор Microsoft Word
7
Общие сведения. Действия с автофигурами
8
Практическое
занятие
по
теме:
1
Действия
с
1
автофигурами
9
Цвет. Линии. Градиент.
10
Практическое
1
занятие
по
теме:
Цвет.
Линии.
1
занятие
по
теме:
Цвет.
Линии.
1
занятие
по
теме:
Цвет.
Линии.
1
занятие
по
теме:
Цвет.
Линии.
1
Градиент.
11
Практическое
Градиент.
12
Практическое
Градиент.
13
Практическое
Градиент.
14
Создание и изменение контуров
1
15
Практическое занятие по теме: Создание и изменение
1
контуров
16
Практическое занятие по теме: Создание и изменение
1
контуров
17
Двухцветный узор. Текстура
1
9
18
Практическое занятие по теме: Двухцветный узор.
1
Текстура
19
Объем и тень. Созданиенадписей
1
20
Практическое занятие по теме: Объем и тень.
1
Созданиенадписей
Растровый графический редактор Paint
21
Область рисования
1
22
Инструменты рисования и графические примитивы
1
23
Практическое
1
занятие
по
теме:
Возможности
растрового графического редактора, создание рисунка.
24
Практическое
занятие
по
теме:
Возможности
1
векторного графического редактора, создание рисунка
25
Редактирование рисунка
26
Практическое
занятие
1
по
теме:
В
растровом
1
графическом редакторе осуществите операции выделения,
копирования, перемещения и удаления
27
Практическое
занятие
по
теме:
В
векторном
1
графическом редакторе осуществите операции выделения,
копирования, перемещения и удаления.
Компьютерные презентации
28
Мультимедийные интерактивные презентации
1
29
Дизайн презентации и макеты слайдов
1
30
Использование анимации и звука в презентации
1
31
Практическое занятие по теме: Создание анимации,
1
встроенной в презентацию
32
Практическое
занятие
по
теме:
Создание
1
мультимедийных эффектов при появлении объектов на
слайдах
33
Практическое
занятие
по
теме:
Разработка
1
презентации «История развития ВТ»
34
Демонстрация презентаций по одному из предметов
1
9 класс
Интернет-технологии.
10
Инструктаж по ТБ. Введение. История создания и
1.
развития
информационных
ресурсов
и
1
технологий
Интернет. Обзор возможностей Интернет. (теория)
2.
Поиск информации в интернете. (теория)
1
3.
Разработка web-документов при помощи текстового
1
документа Блокнот. (Практика)
Разработка web-документов при помощи текстового
4.
1
документа Блокнот. (Практика)
Создание простейшей web – страницы в текстовом
5.
1
документе Блокнот. (практика)
Тест по теме Интернет – технологии. (теория)
6.
1
Язык гипертекстовой разметки HTML.
7.
Структура html-документа. Теги и атрибуты. (теория)
1
8.
Создание моей первой странички. (теория)
1
9.
Форматирование текста. (теория)
1
10.
Создание и форматирование текста. (теория)
1
11.
Списки. (теория)
1
12.
Создание списков. (Практика)
1
13.
Простые таблицы. (теория)
1
14.
Сложные таблицы. (теория)
1
15.
Создание таблиц. (Практика)
1
16.
Изображения и управления рисунками. (Практика)
1
17.
Вставка изображение. (Практика)
1
18.
Гиперссылки. Оформление гиперссылок. (Практика)
1
19.
Создание и оформление ссылок. (Практика)
1
20.
Формы. (Практика)
1
21.
Создание форм. (Практика)
1
22.
Тест по теме «Язык гипертекстовой разметки
1
HTML.» (теория)
Использование программных средств для создание web – сайтов.
23.
Обзор программных средств для создание web –
1
сайтов. (теория)
24.
Работа с браузерами. (теория)
1
25.
Ввод и редактирование текста. (Практика)
1
26.
Добавление элементов. (Практика)
1
11
27.
Сохранение и предварительный просмотр web –
1
страниц. (Практика)
28.
Создание нового web –узла. (Практика)
1
Индивидуальный проект.
29.
Выбор темы и дизайна сайта. (Практика)
1
30.
Этапы разработки сайта. (Практика)
1
31.
Разработка структуры и навигации сайта. (Практика)
1
32.
Наполнение сайта. (Практика)
1
33.
Защита индивидуальных проектов. (Практика)
1
34.
Защита индивидуальных проектов. (Практика)
1
12
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Куприянов Н.И._Рисуем на компьютере: Word, Photoshop, CorelDRAW,
Flash. – СПб.: Питер, 2011. – 128 с.: ил.
2 .Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное
пособие / Л.А. Залогова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 г. –
212 с., 16 с. ил.:ил.
13