РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Человек в правовом обществе»
для обучающихся 10-11 классов
Екатеринбург, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая рабочая программа составлена к линии учебников А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной, Т. Ф.
Акчурина «Право» для средней школы (10—11 классы).
Рабочая программа написана с учетом требований к результатам обучения, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте среднего общего образования (раздел «Введение в
правоведение»).
Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения,
пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и
социализации учащихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Право, как и государство, относят к категории тех ценностей, без которых существование современного
общества было бы невозможным. Регулируя общественные отношения, право воплощает человеческие
представления о порядке и справедливости. В свою очередь, государство является уникальным
социальным механизмом, позволяющим главным образом с помощью права решать общезначимые
социальные проблемы в интересах всего общества, всех его членов. Поэтому в учебнике Ф. Никитина, Т.
И. Никитиной, Т. Ф. Акчурина право рассматривается в неразрывном единстве с государством,
особенностями его развития, формами правления, видами политических режимов и т. д.
«Право» — учебный предмет, изучаемый на уровне среднего общего образование. Его место и роль
обусловлены тем огромным значением, которое имеет право в цивилизованном обществе.
Изучение курса «Право» должно носить активный деятельностный характер.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПРАВО» Главная цель изучения права в
современной школе — образование, воспитание и развитие школьника, способного осознать свой
гражданско-правовой статус, включающий конституционные права, свободы и обязанности; уважающего
закон и правопорядок, права других людей; готового руководствоваться нормами права в своей
повседневной деятельности. Задачами изучения права с учетом преемственности с основной школой
являются:
формирование представлений о правовой сфере как целостной системе, понимания социальной ценности
права, его связи с другими сторонами общественной жизни;
развитие правосознания и правовой культуры учащихся;
формирование знаний базовых норм различных отраслей права в РФ, о человеке как субъекте
правоотношений;
выработка умений получать правовую информацию из различных, в том числе неадаптированных
источников; преобразовывать её и использовать для решения учебных задач, а также для анализа и оценки
жизненных ситуаций; расширение палитры способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
обогащение опыта старшеклассников по применению полученных знаний и умений в различных областях
общественной жизни: в гражданской и общественной деятельности, в сферах межличностных отношений,
отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На уровне среднего общего образования учебный (элективный) курс «Право» является обязательным для
углубленного изучения, который дополняет содержание курса Обществознания на углубленном уровне.
Программа учебного (элективного) курса «Право» рассчитана на 68 учебных часов, на изучение курса в
каждом классе предполагается выделить 34 часов (1 час в неделю из расчета 34 учебных недель).
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Теория государства и права
Право как социальный институт. Понятие, признаки и функции права. Роль права в жизни общества.
Естественное и позитивное право. Право и мораль. Понятие, структура и виды правовых норм. Источники
права: нормативный правовой акт, нормативный договор, правовой обычай, судебный прецедент. Связь
права и государства. Правовое государство и гражданское общество. Основные принципы организации и
деятельности механизма современного государства. Правотворчество и законотворчество.
Законодательный процесс.
Система права. Отрасли права. Частное и публичное, материальное и процессуальное, национальное и
международное право.
Понятие и признаки правоотношений. Субъекты правоотношений, их виды. Правоспособность и
дееспособность. Реализация и применение права, правоприменительные акты. Толкование права.
Правомерное поведение и правонарушение. Виды правонарушений, состав правонарушения. Законность и
правопорядок, их гарантии. Понятие и виды юридической ответственности.
Основы конституционного права
Конституционное право России, его источники. Конституция Российской Федерации. Основы
конституционного строя Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина в Российской
Федерации. Гражданство как политикоправовой институт. Гражданство Российской Федерации: понятие,
принципы, основания приобретения. Гарантии и защита прав человека. Права ребёнка. Уполномоченный
по правам человека в Российской Федерации. Уполномоченный по правам ребёнка при Президенте
Российской Федерации.
Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Воинская обязанность и
альтернативная гражданская служба.
Россия — федеративное государство. Конституционноправовой статус субъектов Российской Федерации.
Конституционноправовой статус федеральных органов власти в Российской Федерации. Разграничение
предметов ведения и полномочий между органами публичной власти в Российской Федерации. Президент
Российской Федерации: порядок избрания, полномочия и функции.
Федеральное собрание — парламент Российской Федерации, порядок формирования и функции.
Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти: структура,
полномочия и функции. Судебная система Российской Федерации, её структура, конституционные
принципы правосудия. Конституционное судопроизводство. Правоохранительные органы Российской
Федерации. Конституционные основы деятельности правоохранительных органов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации: система, порядок формирования и
функции. Конституционноправовые основы местного самоуправления в России.
Основные отрасли российского права
Гражданское право. Источники гражданского права. Гражданскоправовые отношения: понятие и виды.
Субъекты гражданского права. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность.
Дееспособность несовершеннолетних. Правомочия собственника, формы собственности.
Обязательственное право. Сделки. Гражданскоправовой договор. Порядок заключения договора: оферта и
акцепт. Наследование как социальноправовой институт. Основания наследования (завещание,
наследственный договор, наследование по закону). Права на результаты интеллектуальной деятельности.
Защита гражданских прав. Защита прав потребителей. Гражданскоправовая ответственность.
Семейное право. Источники семейного права. Семья и брак как социальноправовые институты. Правовое
регулирование отношений супругов. Условия заключения брака. Порядок заключения брака. Прекращение
брака. Брачный договор. Права и обязанности членов семьи (супругов, родителей и детей). Институт
материнства, отцовства и детства. Ответственность родителей за воспитание детей. Усыновление. Опека и
попечительство. Приёмная семья.
Трудовое право. Источники трудового права. Участники трудовых правоотношений: работник и
работодатель. Социальное партнёрство в сфере труда. Порядок приёма на работу. Трудовой договор.
Заключение и прекращение трудового договора. Виды рабочего времени. Время отдыха. Заработная плата.
Трудовой распорядок и дисциплина труда. Дисциплинарная ответственность. Охрана труда. Виды
трудовых споров. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних в Российской
Федерации.
Административное право, его источники. Субъекты административного права. Государственная служба и
государственный служащий. Противодействие коррупции в системе государственной службы.
Административное правонарушение и административная ответственность, виды наказаний в
административном праве. Административная ответственность несовершеннолетних. Управление
использованием и охраной природных ресурсов. Экологическое законодательство. Экологические
правонарушения. Способы защиты экологических прав.
Налоговое право. Источники налогового права. Субъекты налоговых правоотношений. Права и
обязанности налогоплательщика. Налоговые правонарушения. Ответственность за уклонение от уплаты
налогов.
Уголовное право, его принципы. Понятие преступления, состав преступления. Виды преступлений.
Уголовная ответственность, виды наказаний в уголовном праве. Уголовная ответственность за
коррупционные преступления. Необходимая оборона и крайняя необходимость. Уголовная
ответственность несовершеннолетних.
Гражданское процессуальное право. Принципы гражданского судопроизводства. Участники
гражданского процесса. Стадии гражданского процесса.
Арбитражный процесс. Административный процесс. Уголовное процессуальное право. Принципы
уголовного судопроизводства. Субъекты уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Меры
процессуального принуждения. Суд присяжных заседателей.
Правосознание, правовая культура, правовое воспитание.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
Личностные результаты должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных
внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение
жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского
общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических
ценностей; уважение ценностей иных культур, конфессий; готовность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении в школе и детскоюношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
2. Патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру,
прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу.
3. Духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания,
этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
моральнонравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим
родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с
традициями народов России.
4. Эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта,
труда, общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества; стремление проявлять качества творческой личности.
5. Физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью,
потребность в физическом совершенствовании;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому
здоровью.
6. Трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной социально
направленной деятельности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; мотивация к
эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учёту общественных потребностей при
предстоящем выборе сферы деятельности;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
7. Экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на
состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого
развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение
прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; расширение опыта деятельности
экологической направленности.
8. Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, включая
социальные науки, и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и
познания мира; языковое и речевое развитие человека, включая понимание языка социальноэкономической
и политической коммуникации;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе; мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению
на протяжении всей жизни, интерес к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего
образования у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления
развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе в межличностном взаимодействии и
при принятии решений;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение,
способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; готовность и способность овладевать
новыми социальными практиками, осваивать типичные социальные роли;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1. Базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать социальную проблему, рассматривать её разносторонне;
устанавливать существенные признаки или основания для сравнения, классификации и обобщения
социальных объектов, явлений и процессов; определять критерии типологизации;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять связь мотивов,
интересов и целей деятельности; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых социальных
явлениях и процессах; прогнозировать возможные пути разрешения противоречий; разрабатывать план
решения проблемы с учётом анализа имеющихся ресурсов и возможных рисков;
вносить коррективы в деятельность, отбирать способы деятельности, отвечающие её целям; оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении учебнопознавательных, жизненных проблем, при
выполнении социальных проектов.
2. Базовые исследовательские действия:
развивать навыки учебноисследовательской и проектной деятельности, навыки разрешения проблем;
проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания, включая специфические методы социального познания;
осуществлять деятельность по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, применять научную терминологию, ключевые понятия и методы;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинноследственные связи социальных явлений и процессов и актуализировать
познавательную задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать результаты, полученные в ходе решения за дачи, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе
познания социальных объектов, в социальных отношениях; оценивать приобретённый опыт; уметь
переносить знания об общественных объектах, явлениях и процессах в познавательную и практическую
области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей, комплекса социальных наук, учебных и
внеучебных источников информации; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и
решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения. 3. Работа с информацией:
владеть навыками получения социальной информации, в том числе об основах общественных наук и
обществе как системе социальных институтов, факторах социальной динамики, из источников разных
типов, самостоятельно осуществлять по иск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации
различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации, включая статистические данные, графики, таблицы и
пр.;
оценивать достоверность, легитимность информации различных видов и форм представления, в том числе
полученной из интернетисточников, её соответствие правовым и морально этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
1. Общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, учитывать
разные точки зрения; развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых
средств.
2. Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого
члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению:
составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным
критериям;
предлагать новые учебноисследовательские и социальные проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости; осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
1. Самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать
собственные за дачи в образовательной деятельности и в жизненных ситуациях, включая область
профессионального самоопределения;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и практической деятельности, в
межличностных отношениях;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений, проявлять интерес к социальной
проблематике;
делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при наличии альтернатив, аргументировать
сделанный выбор, брать ответственность за принятое решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно
повышать свой образовательный и культурный уровень.
2. Самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных
процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению. 3. Принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; учитывать мотивы и аргументы других при
анализе результатов деятельности;
признавать своё право и право других на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого
человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Владеть знаниями основ правоведения, включая знания о предмете и методах исследования, этапах и
основных направлениях развития, месте и роли в социальном познании, в постижении и преобразовании
социальной действительности; объяснять взаимосвязь социальных наук, необходимости комплексного
подхода к изучению социальных явлений и процессов; знания ключевых тем, исследуемых этими науками,
в том числе такие вопросы, как взаимосвязь права и государства, признаки и виды правоотношений,
отрасли права и их институты, основы конституционного строя России, конституционноправовой статус
высших органов власти в Российской Федерации, основы деятельности правоохранительных органов и
местного самоуправления, пути преодоления правового нигилизма;
2) владеть знаниями об обществе как системе социальных институтов, включая государство и институты
государственной власти: институт главы государства, законодательной и исполнительной власти,
судопроизводства и охраны правопорядка, государственного управления; институты всеобщего
избирательного права, политических партий и общественных организаций, представительства социальных
интересов, в том числе об институте Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
институты права, включая непосредственно право как социальный институт, институты гражданства,
брака, материнства, отцовства и детства, наследования;
3) владеть элементами методологии социального познания, включая возможности цифровой среды;
применять методы научного познания социальных процессов и явлений, включая методы правоведения,
такие как формальноюридический, сравнительноправовой, для принятия обоснованных решений в
различных областях жизнедеятельности, планирования и достижения познавательных и практических
целей, в том числе в будущем при осуществлении социальной роли участника различных социальных
групп, избирателя, участии в политической коммуникации, в деятельности политических партий и
общественнополитических движений, в противодействии политическому экстремизму, при осуществлении
профессионального выбора;
уметь классифицировать и типологизировать: виды правовых норм, источники права, отрасли права, виды
правоотношений, виды правонарушений, виды юридической ответственности;
4) уметь соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и обосновывать их на
теоретическом и фактическоэмпирическом уровнях при анализе социальных явлений, вести дискуссию в
том числе при рассмотрении деятельности правовых институтов, соотношение права и закона;
уметь проводить целенаправленный поиск социальной информации, используя источники научного и
научнопублицистического характера, выстраивать аргументы с привлечением научных фактов и идей,
ранжировать источники социальной информации по целям распространения, жанрам, с позиций
достоверности сведений, проводить с опорой на полученные из различных источников знания
учебноисследовательскую, проектноисследовательскую и другую творческую работу по правовой
проблематике: определять тематику учебных исследований и проектов, осуществлять поиск оптимальных
путей их реализации, обеспечивать теоретическую и прикладную составляющие работ; владеть навыками
презентации результатов учебноисследовательской и проектной деятельности на публичных
мероприятиях;
5) анализировать и оценивать собственный социальный опыт, включая опыт самопознания и самооценки,
самоконтроля, межличностного взаимодействия, выполнения социальных ролей; использовать его при
решении познавательных задач и разрешении жизненных проблем, в том числе связанных деятельностью
участников правоотношений в отраслевом многообразии, осознанным выбором правомерных моделей
поведения;
конкретизировать примерами из личного социального опыта, фактами социальной действительности,
модельными ситуациями теоретические положения раздела «Основы правоведения», включая положения
об о защите прав человека, сделках, обязательствах, основаниях наследования, правах на результаты
интеллектуальной деятельности, особенностях правового регулирования труда несовершеннолетних в
Российской Федерации, о причинах преступности, необходимой обороне и крайней необходимости,
стадиях гражданского и уголовного процесса, развитии правовой культуры;
6) проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с социальными институтами на основе правовых
норм для обеспечения защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации и установленных
правил, уметь самостоятельно заполнять формы, составлять документы, необходимые в социальной
практике, рассматриваемой на примерах материала разделов, «Основы правоведения»;
7) проявлять умения, необходимые для успешного продолжения образования в высшей школе по
направлениям социальногуманитарной подготовки, включая умение самостоятельно овладевать новыми
способами познавательной деятельности, выдвигать гипотезы, соотносить информацию, полученную из
разных источников, эффективно взаимодействовать в исследовательских группах, способность
ориентироваться в направлениях профессионального образования, связанных с социально гуманитарной
подготовкой и особенностями профессиональной деятельности юриста.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п
Наименован
ие разделов
и тем
программы
Количество часов Виды деятельности
Всег
о
Контрольные
Практические
Виды,
Электронные
формы
контроля
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
Опрос,
учебное
задание,
тест, зачет
Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/
su bject/41/10/
работы
работы
1. Теория государства и права
1.1
.
Вопросы
теории
государства и
права
14
1 4 Применять знания о праве, его роли в жизни
общества, о
ценностно- нормативной
основе деятельности
институтов права и их
основных функциях;
взаимосвязи и взаимовлиянии
различных институтов,
изменении их состава и
функций в процессе
общественного развития.
Применять методы научного
познания, включая методы
правоведения, такие как
формально-юридический,
сравнительно-правовой, на
основе метода типологизации
классифицировать виды
правовых норм, источники
права, отрасли права.
Соотносить различные
теоретические подходы, делать
выводы и обосновывать их на
теоретическом и фактическо
эмпирическом уровнях при
анализе деятельности правовых институтов.
Выстраивать аргументыс
привлечением научных фактов
и идейо правеи морали. Вести
целенаправленный поиск
социальной информации,
используя источники научного
и научно- публицистического
характера,вести дискуссию,в
том числео роли правав жизни
общества,естественноми
позитивном праве
2.Конституционное право
2.1.
Конституция
Российской
Федерации
11
13 Раскрыватьосновные понятия икатегории, принципы,
источникиконституционного
праваРоссии, обосновах
конституционного строя.
Характеризовать
конституционные принципы,
определяющие деятельность
политических, правовых
институтов.
Использовать собственный
социальный опыт при решении
познавательных задачи
разрешении жизненных
проблем, связанныхс
деятельностью участников
конституционно-правовых
отношений
Опрос,
учебное
задание,
тест, зачет
Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/
su bject/41/10/
2.2.
Права человека
2.3. Основы
избирательного
права
2.4 Обобщение
Общее количество
часов по курсу
5
01 Применять знанияо правахи свободах человекаи
гражданина,конституционных
обязанностях. Характеризовать
ценностно- нормативную
основуиосновныефункции
институтов гражданства,
представительства социальных интересов, в том числе об
институте Уполномоченного по
правам человека в Российской
Федерации. Выстраивать
аргументы с привлечением
научных фактов и идей о
воинской обязанности и
альтернативной гражданской
службе.
Анализировать и оценивать
собственный социальный опыт,
конкретизировать примерами
из личного социального опыта,
фактами социальной
действительности, модельными
ситуациями теоретические
положения о способах защиты
своих прав и интересов
2
0 0 Опрос,
учебное
задание, тест,
зачет
0 0 Опрос
2
34
Опрос,
учебное
задание,
тест, зачет
Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/
su bject/41/10/
11 КЛАСС
№
Наименование
Количество часов Виды деятельности
Виды,
Электронные
п/п разделов и тем
программы
Всего Контрольные
Практические
работы
формы
контрол
я
(цифровые)
образовател
ьн ые
ресурсы
Российская
электронная
школа
https://resh.ed
u.r
u/subject/41/1
0/
работы
1. Основные отрасли российского права
1.1
.
1.2
.
Гражданское
право
Налоговое право
8
1 2 Раскрывать основные понятия и категории, принципы,
источники
отдельных отраслей российского
частного права.
Опрос,
учебное
задание,
тест,
зачет
2
Соотносить различные теоретические
подходы, делать выводыи обосновывать
их на теоретическоми
фактическо-эмпирическом уровнях при
анализе деятельности участников
гражданских,трудовых,семейных,
правовыхотношений. Использовать
собственный социальный опыт при
решении познавательных задачи
разрешении жизненных проблем,
связанныхс деятельностью участников
правоотношенийвотраслевом
многообразии.Конкретизировать
примерами из личного социального
опыта, фактами социальной
действительности, модельными
ситуациями теоретические положения.
00 Раскрыватьосновные понятияи категории, принципы,
источники
отдельныхотраслей российского
публичного права. Характеризовать
ценностно-нормативнуюоснову
институтагосударственного
Опрос,
учебное
задание,
тест,
зачет
управления, егоосновныефункции.
Соотносить различные теоретические
подходы, делать выводыи обосновывать
их на теоретическоми
фактическо-эмпирическом уровнях при
анализе деятельности участников
административных, финансовых,
налоговых, уголовных правовых
отношений. Выстраивать аргументыс
привлечением научных фактови идейо
противодействиикоррупции; способах
защиты экологических прав.
Использовать собственный социальный
опыт при решении познавательных
задачи разрешении жизненных
проблем, связанныхс деятельностью
участников правоотношенийв
отраслевом многообразии.
Конкретизировать примерами из
личного социального опыта, фактами
социальной действительности,
модельными ситуациями теоретические
положенияо преступленияхи
преступности, составе преступления,
необходимой оборонеи крайней
необходимости
1.3.
Семейное право
4
01 Раскрыватьосновные понятияи категории, принципы,
источники
отдельныхотраслей российского
частного права.
Соотносить различные теоретические
подходы, делать выводыи обосновывать
их на теоретическоми
фактическо-эмпирическом уровнях при
анализе деятельности участников
гражданских,трудовых,семейных,
правовыхотношений. Использовать
собственный социальный опыт при
решении познавательных задачи
разрешении жизненных проблем,
связанныхс деятельностью участников
правоотношенийвотраслевом
многообразии.Конкретизировать
примерами из личного социального
опыта, фактами социальной
действительности, модельными
ситуациями теоретические положения.
Опрос,
учебное
задание,
тест,
зачет
Российская
электронная
школа
https://resh.ed
u.r
u/subject/41/1
0/
1.4.
Трудовое право
4
01 Раскрыватьосновные понятияи категории, принципы,
источники
отдельныхотраслей российского
частного права.
Соотносить различные теоретические
подходы, делать выводыи обосновывать
Опрос,
учебное
задание,
тест,
зачет
Российская
электронная
школа
https://resh.ed
u.r
u/subject/41/1
0/
1.5
.
Административн
ое право
2
их на теоретическоми
фактическо-эмпирическом уровнях при
анализе деятельности участников
гражданских,трудовых,семейных,
правовыхотношений. Использовать
собственный социальный опыт при
решении познавательных задачи
разрешении жизненных проблем,
связанныхс деятельностью участников
правоотношенийвотраслевом
многообразии.Конкретизировать
примерами из личного социального
опыта, фактами социальной
действительности, модельными
ситуациями теоретические положения.
00 Раскрыватьосновные понятияи категории, принципы,
источники
отдельныхотраслей российского
публичного права. Характеризовать
ценностно-нормативнуюоснову
институтагосударственного
управления, егоосновныефункции.
Соотносить различные теоретические
подходы, делать выводыи обосновывать
их на теоретическоми
фактическо-эмпирическом уровнях при
анализе деятельности участников
административных, финансовых,
налоговых, уголовных правовых
отношений. Выстраивать аргументыс
привлечением научных фактови идейо
противодействиикоррупции; способах
защиты экологических прав.
Использовать собственный социальный
опыт при решении познавательных
задачи разрешении жизненных
проблем, связанныхс деятельностью
участников правоотношенийв
Опрос,
учебное
задание,
тест,
зачет
Российская
электронная
школа
https://resh.ed
u.r
u/subject/41/1
0/
отраслевом многообразии.
Конкретизировать примерами из
личного социального опыта, фактами
социальной действительности,
модельными ситуациями теоретические
положения о преступлениях и
преступности, составе преступления,
необходимой обороне и крайней
необходимости
2. Правоохранительные отрасли российского права
2.1
.
Уголовное право
4
0 0 Раскрывать основные понятия и категории, принципы,
источники
отдельных отраслей российского
публичного права. Характеризовать
ценностно-нормативную основу
института государственного
управления, его основные функции.
Соотносить различные теоретические
подходы, делать выводы и обосновывать
их на теоретическом и
фактическо-эмпирическом уровнях при
анализе деятельности участников
административных, финансовых,
налоговых, уголовных правовых
отношений. Выстраивать аргументы с
привлечением научных фактов и идей о
противодействии коррупции; способах
защиты экологических прав.
Использовать собственный социальный
опыт при решении познавательных
задач и разрешении жизненных
проблем, связанных с деятельностью
участников правоотношений в
отраслевом многообразии.
Конкретизировать примерами из
личного социального опыта, фактами
социальной действительности,
модельными ситуациями теоретические положенияо преступленияхи
преступности, составе преступления,
необходимой оборонеи крайней
необходимости
Опрос,
учебное
задание,
тест,
зачет
Российская
электронная
школа
https://resh.ed
u.r
u/subject/41/1
0/
2.2.
Основы
6
судопроизводства
11 Раскрыватьосновные понятияи категории, принципы,
источники
отдельныхотраслей российского
процессуального права.
Характеризовать
ценностно-нормативнуюосновуи
основныефункции института
судопроизводства. Соотносить
различные теоретические подходы,
делать выводыи обосновывать их на
теоретическоми
фактическо-эмпирическом уровнях при
анализе деятельности участников
процессуальныхотношений.
Анализироватьи оценивать
собственный социальный опыт, включая
опытсамопознанияисамооценки,
самоконтроля, межличностного
взаимодействия, выполнения
социальных ролей; использовать его при
решении познавательных задачи
разрешении жизненных проблем,
связанныхс деятельностью участников
правоотношений.Конкретизировать
примерами из личного социального
опыта, фактами социальной
действительности, модельными
ситуациями теоретические положенияо
стадиях гражданскогои уголовного
процесса. Проявлятьготовность
продуктивно взаимодействоватьс
общественными институтами наоснове
правовых норм для обеспечения защиты
прав человекаи гражданинав Российской Федерациии
установленных правил, заполнять
формы, составлять документы,
необходимыев социальной практике,
связаннойс деятельностью участника судопроизводства
Опрос,
учебное
задание,
тест,
зачет
Российская
электронная
школа
https://resh.ed
u.r
u/subject/41/1
0/
3. Правоваякультура
3.1
.
Правовая
культура и
правосознание
2
00 Раскрыватьсущность правосознания, правовойкультуры,
правоотношений.
Применятьэлементы методологии
социального познания, включая
возможности цифровой среды для
принятия обоснованных решенийв
различных областях жизнедеятельности,
планированияи достижения
познавательныхи практических целей,в
том числевбудущем при
осуществлении социальной роли
участника различных социальных
групп, приосуществлении
профессионального выбора.
Выстраивать аргументыс привлечением
научных фактови идейо
правоспособностии дееспособности.
Анализироватьи оценивать
собственный социальный опыт, включая
опытсамопознанияисамооценки,
самоконтроля, межличностного
взаимодействия, выполнения
социальных ролей; использовать его при
решении познавательных задачи
разрешении жизненных проблем,
связанныхс деятельностью участников
правоотношений,осознанным выбором
правомерных моделей поведения.
Конкретизировать примерами из
личного социального опыта, фактами
социальной действительности,
модельными ситуациями теоретические
положенияо развитии правовой
Опрос,
учебное
задание,
тест,
зачет
Российская
электронная
школа
https://resh.ed
u.r
u/subject/41/1
0/
23
грамотности.
Проявлять готовность продуктивно
взаимодействовать с общественными
институтами на основе правовых норм
для обеспечения защиты прав человека
и гражданина в Российской Федерации
и установленных правил, уметь
самостоятельно заполнять формы,
составлять документы, необходимые в
социальной практике
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п
Количество часов
Тема урока
ВсегоК онтрольные работы
Дата
изучения
Виды, формы
контроля
Практическ
ие работы
1.
Вводный урок
0
Опрос
2.
Общество и власть. Причины возникновения
0
Опрос
государства
3.
Понятие, признаки и функции государства
0
Опрос
4.
Форма государства
0
Опрос
5.
Форма государства
1
Тест
6.
Механизм государства. Теория разделения
0
Опрос
властей.
7.
Государство и гражданское общество
1
Учебное задание
8.
Понятие, признаки и источники права
0
Опрос
9.
Система права и правовая система.
1
Тест
0
Опрос
Структура правовой нормы
1
0.
Реализация права. Юридические факты
1
1
.
1
2.
1
3.
1
4.
Правомерное поведение и правонарушение.
Юридическая ответственность
Повторительно-обобщающий урок
Повторительно-обобщающий урок
1
5.
Введение в конституционное право.
1
6.
1
7.
1
8.
:Общество и власть
1
Учебное задание
0
Опрос
0
Зачет
0
0
Опрос
Основы конституционного строя
0
Учебное задание
Права и свободы человека и гражданина:
0
Опрос
0
Опрос
0
Опрос
0
Опрос
Конституция: понятие и виды
конституционного-правовой статус личности
Права и свободы человека и гражданина:
личные и политические права
1
9.
Права и свободы человека и гражданина:
2
0.
Обязанности гражданина
социально – экономические ,культурные права
Обязанности гражданина
1
Учебное задание
Федеративное устройство
0
Опрос
2
3.
Президент Российской Федерации
1
Учебное задание
2
4.
Федеральное собрание РФ
0
Опрос
2
5.
Федеральное собрание РФ
0
Опрос
2
6.
Законотворческий процесс
1
Учебное задание
2
7.
Правительство РФ
0
Опрос
2
8.
Судебная власть
0
Опрос
2
9.
Судебная власть
1
Тест
3
0.
Основы местного самоуправления
0
Опрос
3
1.
Основы избирательного права
0
Опрос
Повторительно-обобщающий урок
0
2
1.
2
2.
3
2.
Зачет
3
3.
3
4.
0
Повторительно-обобщающий урок
Итоговый урок
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Никитин А.Ф. Право. Базовый и углубленный уровни. 10-11 кл.: учебник. – 8-е изд., стереотим. – М.:
Дрофа, 2020. – 447 с.
2. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов,
Ю.А. Аверьянов, А.В. Белявский и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова; Рос. акад. Наук, Рос. акад. Образования, изд-во
«Просвещение». – М.: Просвещение, 2022 – 350 с.
3. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов,
Ю.А. Аверьянов, А.В. Белявский и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова; Рос. акад. Наук, Рос. акад. Образования, изд-во
«Просвещение». – М.: Просвещение, 2022 – 335 с.
4. Арбузкин, А. М. Обществознание: Учебное пособие. 4)е изд., перераб. И доп. — М.: ИКД «Зерцало-М»,
2016. — 608 с.
5. Ростовцева Н.В., Литинский С.В. Теория государства и права. Подготовка к олимпиадам по праву. Учебнометодическое пособие. В помощь школьникам старших классов для подготовки к олимпиадам и ЕГЭ. 6-е изд. – М.:
«Русская панорама», 2020. – 304 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Никитин А.Ф. Право. Базовый и углубленный уровни. 10-11 кл.: учебник. – 8-е изд., стереотим. – М.: Дрофа,
2020. – 447 с.
2. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, Ю.А.
Аверьянов, А.В. Белявский и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова; Рос. акад. Наук, Рос. акад. Образования, изд-во
«Просвещение». – М.: Просвещение, 2022 – 350 с.
3. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, Ю.А.
Аверьянов, А.В. Белявский и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова; Рос. акад. Наук, Рос. акад. Образования, изд-во
«Просвещение». – М.: Просвещение, 2022 – 335 с.
4. Арбузкин, А. М. Обществознание: Учебное пособие. 4-е изд., перераб. И доп. — М.: ИКД «Зерцало-М»,
2016. — 608 с.
28
5. Ростовцева Н.В., Литинский С.В. Теория государства и права. Подготовка к олимпиадам по праву. Учебнометодическое пособие. В помощь школьникам старших классов для подготовки к олимпиадам и ЕГЭ. 6-е изд. – М.:
«Русская панорама», 2020. – 304 с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ 1. Федеральный институт педагогических измерений http://www.fipi.ru/
2. Коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
3. Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации — http://www.gov.ru
4. Президент России: официальный сайт — http://www.president.kremlin.ru/
5. Президент России — гражданам школьного возраста http://www.uznay_prezidenta.ru 6.
Государственная Дума: официальный сайт — http://www.duma.gov.ru/
7. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации — http://www.cikrf.ru/ 8.
Общественная палата Российской Федерации — http://www.oprf.ru/
9. Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация—
http://www.gks.ru
10. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт —
http://ombudsman.gov.ru
11. Справочно-правовая система «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru/
12. Информационно-правовой портал «Гарант» http://www.garant.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Проектор, комплект нормативно-правовых актов (Конституция РФ, Гражданский кодекс, Трудовой
кодекс, Семейный кодекс, Уголовный кодекс), компьютеры, планшеты, интерактивная доска, тетради, ручки.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Проектор, комплект нормативно-правовых актов (Конституция РФ, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс,
29
Семейный кодекс, Уголовный кодекс), компьютеры, планшеты, интерактивная доска, тетради, ручки.