РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛА ЮНОГО ЖУРНАЛИСТА»
для обучающихся 10-11 классов
Екатеринбург, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школа юного
журналиста» разработана в соответствии с Федеральным законом Российской
Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Программа данного курса разработана для занятий с обучающимися
10-11 классов во второй половине дня в соответствии с требованиями ФГОС
основного общего образования. Рабочая программа разработана в
соответствии с Положением о рабочих программах курсов внеурочной
деятельности
муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения средняя общеобразовательная школа № 14.
Программа внеурочной деятельности «Школа юного журналиста»
представляет собой комплекс мероприятий, направленных на развитие у
учащихся
медиакультуры
и
ключевых
информационных
и
телекоммуникационных компетентностей современного общества. Учащиеся
получат возможность познакомиться и поработать с различными видами
информации, представленными в разных форматах. Программа курса
внеурочной деятельности предусматривает непрерывность обучения и
возможность привлечения учащихся разных классов и возрастов.
Актуальность данного курса заключается в следующем: 21 век – век
информационных технологий, компьютеризации, внедрения гаджетов во все
сферы деятельности человека. Средства массовой информации стремительно
переходят на цифровые платформы. Это позволяет передать необходимую
информацию большому количеству читателей (слушателей) в значительно
небольшой промежуток времени. Учащиеся-подростки являются основным
каналом получения информации из электронных СМИ. Задача школы – не
только научить подростка вычленять из любого источника информации ту,
которая будет для него полезна и актуальна, но и научить самому создавать
то, что будет полезно ему и окружающим. Специфика информационно –
коммуникационных технологий требует непосредственного участия детей в
создании, обработке и передаче информации. Дети восприимчивы к
нововведениям и обладают более высоким уровнем знаний и умений в
использовании интернет-технологий. Работа в школьном медиацентре
позволит учащимся развить свои навыки в сфере журналистики, попробовать
себя в роли оператора, журналиста, корреспондента, ведущего и сценариста.
Работа над страничкой школы в социальных сетях позволит
сконцентрировать в одном месте полезную, актуальную, необходимую
информацию для учащихся и учителей школы.
Назначение и перспективность курса «Школа юного журналиста»
заключается, во-первых, в профориентационной направленности, учащиеся
смогут попробовать себя в сфере журналистики. Во-вторых, каждый ученик,
решивший посещать данный курс, сможет ежегодно совершенствовать свои
навыки, развивать школьную страничку независимо от возраста и класса. Втретьих, в медиацентре предполагается наставничество старших товарищей
для обучения ребят младшего возраста, что также немаловажно для развития
подростка.
Цели данного курса:
1.
Создание и развитие единого информационного пространства
школы;
2.
Создание условий для развития творческого потенциала
школьников.
Курс «Школа юного журналиста» ставит перед собой следующие
задачи:
1.
Организовать деятельность школьного медиацентра одного из инструментов воспитательного воздействия для успешной
социализации обучающихся;
2.
Развивать речевые навыки обучающихся;
3.
Развивать навыки работы с информацией (сбор,
систематизация, хранение, использование);
4.
Привить детям и подросткам интерес к таким профессиям как
журналист, корреспондент, дизайнер, корректор, а также фоторепортёр,
видеооператор, режиссёр, режиссёр монтажа и др.
5.
Обучать детей умению выражать свои мысли чётко и грамотно,
ответственно и критически анализировать содержание сообщений.
6.
Создать живую, активно работающую информационную среду;
7.
Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и
взаимовыручки;
8.
Научить детей работать в группе, обсуждать различные вопросы,
приходить к компромиссу;
9.
Научить старших участников медиацентра помогать младшим,
обучать их тому, чему уже они научились.
Формы занятий, которые будут использованы для реализации
данного курса:
• Лекционное слово учителя;
• Эвристическая беседа;
• Индивидуальная работа;
• Работа в парах;
• Работа в группах;
• Коллективная работа;
• Работа с различными источниками информации;
• Создание проблемной ситуации;
• Мозговой штурм;
• Написание и редактирование собственных текстов;
• Публичное выступление;
• Создание контента в социальных сетях (картинки, видеоролики,
репортажи и др.).
Методы обучения:
1. Объяснительно-иллюстративный;
2. Частично-поисковый;
3. Исследовательский;
4. Словесно-наглядный;
5. Практический.
Программа по курсу «Школа юного журналиста» составлена на 34 часа
в год (1 час в неделю) в соответствии с учебным планом школы, рассчитана
на 1 год обучения.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
1. Личностные результаты:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)
свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;
сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и
выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к
письменной форме общения;
широкие
познавательные
интересы,
инициатива
и
любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность
учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной
и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного,
алгоритмического и логического мышления;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию
ответственности за их результаты;
готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной
информационной деятельности;
способность к избирательному отношению к получаемой
информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических
аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество
окружающей информационной среды.
2. Регулятивные УУД:
владение умениями организации собственной учебной деятельности,
включающими целеполагание как постановку учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с
учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка
последовательности и структуры действий, необходимых для достижения
цели при помощи фиксированного набора средств;
прогнозирование – предвосхищение результата;
контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с
имеющимися данными с целью установления соответствия или
несоответствия (обнаружения ошибки);
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий
в случае обнаружения ошибки;
владение основными универсальными умениями информационного
характера: постановка и формулирование проблемы; структурирование и
визуализация информации;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со
сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно
сформулировать мысль в понятной собеседнику форме;
умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей
работы с помощью средств ИКТ;
3. Познавательные УУД:
умение создавать тексты для постов в социальных сетях в различных жанрах
и стилях;
умение создавать сценарии к видеорепортажам, снимать и монтировать
видеоролики;
умение проектировать свою деятельность в рамках медиацентра;
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и
сервисы.
4. Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в
сотрудничестве;
уметь выразить свою позицию, аргументировать свое мнение,
координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в
совместной деятельности.
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в
его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы и
развития личности ровесников.
Средства обучения
1. Печатные пособия (таблицы, схемы, демонстрационные карточки);
2.
Информационно-коммуникативные
средства
(электронные
библиотеки, сайт «Canva», игровые программы и др.);
3. Экранно-звуковые пособия (слайды, видеофильмы, аудиозаписи).
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вводное занятие (1 ч). Знакомство с понятиями «СМИ»,
«МЕДИАЦЕНТР», основами ведения странички школы в социальной
сети ВКонтакте. Распределение обязанностей и ролей участников
медиацентра.
Источники информации (2 ч). Знакомство с понятием «источник
информации». Анализ источников средств массовой информации.
Знакомство с правовыми документами о соблюдении авторских прав.
Обзор программ для создания контента (2 ч). Обзор бесплатных версий
программ для создания картинок, плакатов, видеороликов и др.
Разработка контент-плана (4 ч). Анализ контент-плана школьных СМИ
с целью выявления плюсов и минусов организации интернетпространства. Определение своего вектора работы медиацентра.
Разработка постоянных рубрик для социальных сетей, обоснование
необходимости и полезности каждой из рубрик для учащихся и педагогов
школы.
Создание своих источников информации (14 ч).Запись выпусков
новостей. Новостные сюжеты. Критерии отбора новостей. Вёрстка
новостного выпуска. «Классический», «домашний», «публицистический»
стиль новостей. Репортажи. Цели и особенности. Активное слушание.
Коммуникативные техники. Подготовка вопросов для интервью.
Требования к вопросу. Взаимодействие журналиста и оператора при
съёмке репортажа.
Жанровое разнообразие СМИ (5 ч). Апробация своих навыков в
написании текстов постов различных жанров и различной тематики.
Регулярное пополнение текстов для постоянных рубрик школьной
странички.
Отбор видеоконтента в Интернете (5 ч). Просмотр фильмов и
видеоматериалов для постоянных рубрик. Обсуждение просмотренного
на «круглом столе».
Подведение итогов работы медиацентра за год (1 ч). Анализ
просмотров и охватов странички школы, выявление удачных и неудачных
моментов работы медиацентра в конкретном учебном году. Создание
плана работы медиацентра на следующий учебный год.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34 Ч.)
№
п/п
1.
Кол-во
Кол-во
часов
часов
(теория) (практика)
Тема
Вводное занятие (1 ч)
1
Виды
деятельности
учащихся на
занятии
Диалоговая форма
работы, лекционное
слово учителя,
работа в парах.
Источники информации (2 ч)
2.
3.
4.
5.
Знакомство с понятием
«источник
информации». (1 ч)
Конспектирование
лекции учителя
1
Анализ источников
Работа в группах
1
средств массовой
информации. (1 ч)
Обзор программ для создания контента (2 ч).
Работа с гаджетами
Обзор бесплатных
по изучению
версий программ для
программ,
создания картинок,
помогающих
плакатов,
2
организовать
видеороликов и др. (2
работу школьного
ч)
медиацентра
Разработка контент-плана (4 ч).
Анализ контент-плана
1
1
Анализ школьных
школьных СМИ с
страниц ВКонтакте,
целью выявления
обобщение,
плюсов и минусов
систематизации и
организации интернетпредставление
полученных
данных
Диалоговая форма
работы, мозговой
штурм,
Разработка постоянных
эвристическая
6. рубрик для школьной
2
беседа, работа в
страницы. (2 ч)
группе,
индивидуальная
работа
Создание своих источников информации (14 ч.)
Критерии отбора
Конспектирование
новостей.
лекции учителя,
«Классический»,
7.
1
«домашний»,
«мозговой штурм»,
«публицистический»
работа в группе
стиль новостей. (1 ч)
Подготовка вопросов
для интервью.
Конспектирование
Требования к вопросу.
1
8.
лекции учителя,
Взаимодействие
журналиста и
работа в парах
оператора при съёмке
репортажа. (1 ч)
Конспектирование
лекции учителя,
9.
Репортажи. Вёрстка
4
работа с
нового выпуска. (1 ч)
компьютером,
гаджетами
Создание
сценариев для
10.
Запись выпусков
8
видеороликов,
новостей. (8 ч)
запись и монтаж
репортажей
Жанровое разнообразие СМИ (5 ч).
11. Регулярное пополнение
5
Лекционное слово
текстов для
учителя, апробация
постоянных рубрик
своих навыков в
школьной странички.
написании текстов
пространства. (2 ч)
постов различных
жанров и
(5 ч)
различной
тематики.
Отбор видеоконтента в Интернете (5 ч).
Обзор разных типов
видеофайлов, их
Эвристическая
плюсы и минусы,
13.
беседа, «мозговой
3
возможности
штурм», работа в
использования на
группе
школьной страничке
(3 ч)
Просмотр фильмов и
Самостоятельный
видеоматериалов для
просмотр
постоянных рубрик.
видеоматериала,
14.
2
Обсуждение
отобранного
просмотренного на
заранее,
обсуждение в
«круглом столе». (2 ч)
группе
Подведение итогов работы медиацентра за год (1 ч).
Анализ просмотров и
охватов странички
школы, выявление
Работа в группе,
удачных и неудачных
15.
1
индивидуальная
моментов работы
работа, дискуссия
медиацентра в
конкретном учебном
году. (4 ч)