УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МАОУ СОШ №14
на 2025-2026 учебный год
к адаптированной основной образовательной программе НОО для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья
с тяжелыми нарушениями речи
(вариант 5.1)
Екатеринбург, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план начального общего образования МАОУ СОШ №14 (далее - учебный план) для
обучающихся с ТНР, реализующих адаптированную основную образовательную программу
начального общего образования, соответствующую ФГОС НОО.
Учебный план является частью адаптированной образовательной программы МАОУ СОШ
№14, разработанной в соответствии с ФГОС начального общего образования, с учетом Федеральной
образовательной программой начального общего образования, и обеспечивает выполнение
санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и
требований СанПиН 1.2.3685-21.
Учебный год в МАОУ СОШ №14 начинается 1 сентября 2025 и заканчивается 31 мая 2026 г.
Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели во 2-4 классах – 34
учебных недели.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 1 классе 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели,
при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
−для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в неделю -5 уроков.
−для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы
наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков
включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со
средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в
остальные дни недели.
Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х уроках в середине
учебной недели. Продолжительность урока (академический час) составляет 40 минут, за
исключением 1 класса.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных
требований:
−учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
−использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре
- по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре- декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь
- май - по 4 урока по 40 минут каждый. Остальные уроки проводятся в нетрадиционных, игровых
формах).
−Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3 классах - 1,5 ч., в 4
классах - 2 ч.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается
чередование периодов учебного времени, сессий и каникул. Продолжительность каникул в течение
учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для
первоклассников предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей
четверти.
Учебные занятия для учащихся 2-4 классов проводятся по 5-и дневной учебной неделе.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав
учебных предметов обязательных предметных областей.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает
реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть
учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть
использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы
обучающихся
В МАОУ СОШ №14 языком обучения является русский язык.
При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» выбор
одного из учебных модулей осуществляются по заявлению родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся.
При изучении предмета «Иностранный язык» осуществляется деление учащихся на
подгруппы.
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения
обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной дисциплины за
учебный год (годовое оценивание).
Формы промежуточной аттестации: четвертная, годовая.
Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть осуществляется в соответствии с
календарным учебным графиком.
Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям. Предметы из
части, формируемой участниками образовательных отношений, являются безотметочными и
оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти.
Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти.
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о
формах,
периодичности
и
порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся МАОУ СОШ №14.
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в форме
словесных качественных оценок на критериальной основе, в форме письменных заключений учителя,
по итогам проверки самостоятельных работ.
Вариант 5.1 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью
соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию
сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения.
Нормативный срок освоения АООП НОО с ТНР (вариант 5.1) составляет 4 года.
Вариант 5.1 предназначается для обучающихся с фонетико-фонематическим или
фонетическим недоразвитием (дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания;
ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи 3 и 4 уровней речевого развития
различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии), у
которых имеются нарушения всех компонентов языка; для обучающихся с нарушениями чтения и
письма
Адаптация АООП НОО предполагает введение ориентированных на удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ТНР коррекционных мероприятий и требований к
результатам освоения обучающимися программы коррекционной работы.
Обязательными условиями реализации ФАОП НОО для обучающихся с ТНР являются
логопедическое сопровождение обучающихся, согласованная работа учителя-логопеда с
педагогическим работником начальных классов, другими педагогическими работниками с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся.
Обязательные предметные области федерального учебного плана и учебные предметы
соответствуют ФГОС НОО.
Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме не менее 5 часов (пункт
3.4.16. Санитарно-эпидемиологических требований). В рамках внеурочной деятельности
выделяется обязательный коррекционный курс «Индивидуальные и подгрупповые логопедические
занятия», на который выделяется 2 часа в неделю на каждого обучающегося. В учебном плане
количество часов в неделю на коррекционно-развивающие курсы указано на одного обучающегося.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Предметные области
Учебные предметы/
классы
Количество часов в неделю
I
II
III
IV
Всего
Обязательная часть
Русский язык и литературное
Русский язык
чтение
Литературное чтение
5
4
5
4
5
4
5
4
20
16
Иностранный язык
Иностранный язык
Математика и информатика
Математика
Обществознание и
естествознание (Окружающий Окружающий мир
мир)
Основы
Основы религиозных
религиозных культур и
культур и светской
светской этики
этики
Изобразительное
Искусство
искусство
Музыка
Технология
Труд (технология)
Физическая культура
Физическая культура
Итого:
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений:
Общая физическая подготовка
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной недели)
Внеурочная деятельность (включая
коррекционно-развивающую область)
Коррекционно-развивающая область, из них:
Индивидуальные и подгрупповые логопедические
занятия
Психолог
Дефектологические занятия
–
4
2
4
2
4
2
4
6
16
2
2
2
2
8
–
–
–
1
1
1
1
1
1
4
1
1
3
21
1
1
2
22
1
1
2
22
1
1
2
23
4
4
9
87
1
1
22
1
1
23
1
1
23
23
3
3
90
10
10
10
10
40
5
2
5
2
5
2
5
2
20
8
1
2
1
2
1
2
1
2
4
8
683
777
777
777
3016
Всего часов